Новости

Вернуться к списку

Новая система поставок материально-технических ресурсов

18 мая 2012

4-5 апреля в Санкт-Петербурге состоялась конференция на тему «Новая система поставок материально-технических ресурсов» ОАО «Газпром распределение». В конференции приняли участие более 250 человек, как представителей газораспределительных организаций,  так и производителей газового оборудования.

Первый день конференции был отведен общим вопросам, касающимся участия в процессе закупок, сертификации продукции, системы стандартизации ОАО «Газпром газораспределение», а также выступлениям производителей, которые рассказали о своем опыте прохождения сертификации в Системе ГАЗСЕРТ и дальнейших планах сотрудничества с ОАО «Газпром газораспределение».

После краткого подведения итогов поставок МТР за 2011 год, участники конференции приступили к обсуждению новой системы поставок МТР в ОАО «Газпром газораспределение» и ГРО, в рамках которой значительная роль отведена Системе добровольной сертификации ГАЗСЕРТ, как одному из основных способов определения и повышения качества продукции. С 1 января 2012 года приказом генерального директора ОАО «Газпром газораспределение» введено обязательное квалификационное требование при проведении конкурсов по закупкам газового оборудования и материалов - наличие сертификата Системы ГАЗСЕРТ.

Заместитель генерального директора по развитию ОАО «Газпром газораспределение» Юрий Максимов призвал производителей газового оборудования проявлять активность в разработке документации, с тем чтобы разумно отстаивать свои интересы. Также было отмечено, что внедрение системы ГАЗСЕРТ дает производителям возможность оказывать позитивное влияние на рынок: участвовать в разработке технических условий, функциональных требований к продукции и методик испытаний, что позволит не только повысить их собственный уровень производства, но и не допустить на рынок недобросовестных производителей.

Выступление руководителя Центрального органа системы ГАЗСЕРТ Вадима Харченко обозначило основные цели и задачи Системы ГАЗСЕРТ. Также была описана общая процедура сертификации, обозначены схемы сертификации, применяемые в Системе и подведены итоги за 2011 год – более 40 выданных сертификатов на различную продукцию, в т.ч. на запорную арматуру, системы ЭХЗ, пункты редуцирования газа и системы телеметрии и телемеханики.

Одним из самых ярких выступлений, отмеченных участниками конференции, было признано выступление Павла Загородских, первого заместителя генерального директора ООО «УМИТЦ», органа по сертификации в составе Системы ГАЗСЕРТ. Доклад был посвящен актуальным проблемам сертификации продукции и путям их решения.

Основными проблемами были названы следующие:

  1. Несоответствие технических условий (ТУ) требованиям ГОСТ 2.114-95, определяющим требования к форме и содержанию ТУ. Отсутствуют требования к показателям надежности выпускаемого оборудования. Отсутствуют требования к электроустановке. Зачастую отсутствует раздел «Указания по эксплуатации».
  2. Несоответствие эксплуатационной документации (ЭД) требованиям ГОСТ 2.601-2006 и ГОСТ 2.610-2006. Текст в ЭД очень часто несет недостаточно информации, необходимой в первую очередь эксплуатирующей организации. Производители не всегда указывают в ЭД и ТУ не только сроки технического обслуживания, но и сроки ремонтов (текущего, межремонтного). Руководство по эксплуатации зачастую перегружено технической информацией о составе и технических данных всех установок, выпускаемых по ТУ, но не несет достаточной смысловой нагрузки. Например, часто в Руководстве нет ни одной принципиальной схемы установки ни газовой, ни электроустановки.

Все это заставляет сделать вывод, что процедуру сертификации должны проходить не только конечные изделия, но и все ответственные комплектующие, отметил первый заместитель генерального директора УМИТЦ. Помимо этого, необходимо согласовывать с заказчиком технические условия, перечень и содержание эксплуатационной документации, а также контролировать производственный процесс в системе сертификации, что позволит повысить ответственность производителей за качество выпускаемой ими продукции.

Как отметил Виктор Мороз, генеральный директор ООО «Отраслевой сертификационно-испытательный центр», занятого сертификацией продукции в системе ГОСТ Р, системе ГАЗСЕРТ и в рамках Таможенного союза, результаты проверок ряда предприятий оказались весьма неутешительными. Во многих случаях представленная продукция не соответствовала заявленным в технических документах параметрам.

Актуальным вопросам, возникающим в ходе сертификационных испытаний в системе ГАЗСЕРТ, был посвящен доклад генерального директора ООО «ГазРегионЗащита» Максима Павлутина. Он, в частности, предложил, в соответствии с мировой практикой, применять два типа технического регулирования:

  • предписывающее – специфицирует средства достижения заданных характеристик продукции;
  • ориентированное на результат – в точности специфицирует желаемые характеристики продукции, но позволяет регулируемым хозяйствующим субъектам самим определять технологию достижения заданных характеристик.

Второй день конференции был посвящен изменению системы поставок продукции в связи с изменениями в Федеральном законодательстве. 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основные цели закона:

  • Удовлетворение потребностей заказчика относительно цены, качества товаров, сроков;
  • Установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам;
  • Открытость и публичность проведения закупок;
  • Эффективное использование денежных средств компании при проведении закупок;
  • Предотвращение коррупции.

С учетом требований названного закона и Положения ОАО «Газпром» было разработано Положение о закупках товаров и услуг ОАО «Газпром газораспределение», согласно которому функции организатора конкурентных закупок товаров, работ и услуг для региональных компаний по реализации газа и газораспределительных организаций передаются единому агенту. Такое решение обусловлено необходимостью выработки единого подхода к закупкам и правилам их осуществления, получения прозрачности и публичности закупок группы компаний, унификации требований к федеральным поставщикам, унификации критериев оценки предлагаемых поставок, оказания работ и услуг.